Байпас в системе отопления: использование и схемы установки

Все его ключевые элементы устанавливаются через байпас в системе отопления современного дома. Это простое инженерное решение упрощает обслуживание и ремонт оборудования, подключенного к магистрали. А также увеличивает эффективность и экономичность отопления, что совсем неплохо, не так ли?

Вы хотите добавить байпас в свою систему отопления, но не знаете, как это сделать правильно? Мы поможем вам справиться с поставленной задачей – в статье рассказывается о назначении этого элемента системы отопления и ключевых моментах его установки.

Наглядные фото и доступные советы помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. Дополнительно были отобраны видеоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки байпасной секции.

Что такое обход?

Байпас, или байпас байпас – это трубопровод, который служит для организации потока хладагента в обход определенного участка тепловой сети или параллельно ему.

Чаще всего на этом участке устанавливается какое-то оборудование. Один конец байпасной трубки соединен с входной трубкой, другой – с выходной трубкой.

Между байпасом и входом складывающего устройства устанавливаются запорные вентили. Он позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути или регулировать количество жидкости, поступающей в устройство.

Чтобы можно было полностью отключить оборудование, кран также устанавливается на выпускной трубе, между выпуском устройства и байпасом.

Галерея изображенийФото из Первые байпасы появились в однотрубных системах отопления, изначально они использовались только для отключения отопительного прибора для его замены или ремонта. В более простых однотрубных схемах байпас также давал возможность вручную регулировать температуру за счет уменьшения расхода теплоносителя В более сложных современных проектах байпасы используются для установки трех- и четырехходовых кранов с сервоприводом, автоматически контролирующим количественные и качественные показатели теплоносителя. Байпасы в системах отопления используются для установки циркуляционных насосов, особенно применяемых как резервный блок., их можно размещать как горизонтально, так и вертикально. Режущая секция системы отопления легко собирается своими руками из полипропиленовых труб и изготовленных для них фитингов. Байпас устанавливается перед нагревателем. Регулировка аромата и байпас. Трехходовой клапан с сервоприводом. Применение байпаса в насосной установке. Самодельный байпас для группы безопасности Возможность установки запорных секций Регулировка сборных элементов полипропиленовой секции

Разновидности байпасов системы отопления

Запорная арматура устанавливается не только на впускном и выпускном патрубках, но и на самом байпасе.

В зависимости от типа используемого устройства различают три типа байпасных трубок:

  • не регулируется;
  • с ручным управлением;
  • автомат.

Каждый из типов имеет свой дизайн и особенности применения.

В простейшем виде байпасная конструкция представляет собой патрубок с тройниками, соединенными с обеих сторон. Такое устройство применяется при подключении радиаторов отопления по однотрубной вертикальной схеме подключения

Просмотр n. 1 – Байпас не регулируется

Неконтролируемый байпас в системе отопления – это обычный байпас без дополнительного оборудования.

Просвет трубки постоянно открыт, и движение жидкости по нему происходит неконтролируемым образом. Такие байпасы в основном используются при подключении радиаторов отопления.

При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость будет проходить по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.

Следовательно, проходное сечение вертикально установленного нерегулируемого байпаса должно быть меньше проходного сечения основной линии. В противном случае под действием силы тяжести движущийся в системе теплоноситель уйдет в ближайший расположенный байпас.

Диаметр вертикального байпаса должен быть на одну меру меньше диаметра основной магистрали. Если диаметры совпадают, основная часть теплоносителя будет циркулировать по байпасному тракту, не доходя до радиатора

Для горизонтальных систем отопления действуют другие законы. Горячая среда имеет тенденцию подниматься вверх, так как имеет меньший удельный вес.

Поэтому нижний байпас проводки обычно такой же, как и основная магистраль, а выходящий из радиатора патрубок меньше.

Небольшой диаметр впускного патрубка радиатора увеличивает напор и способствует более равномерному распределению теплоносителя по контуру устройства отвода тепла

Просмотр n. 2 – Ручной байпас

Байпас с установленным шаровым краном называется ручным байпасом. Клапан этого типа больше подходит для обходного пути, так как он не уменьшает внутренний зазор трубопровода в открытом состоянии.

Следовательно, он не создает дополнительного гидравлического сопротивления движению жидкости.

Использование запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через байпас. Если клапан полностью закрыт, весь поток пойдет по основному пути.

При этом следует учитывать, что если рабочие элементы шаровых кранов имеют тенденцию слипаться, если устройство не используется. Поэтому такой клапан нужно периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.

Обводной кран можно установить только в индивидуальной системе отопления частного дома. Запрещается использовать блокирующее устройство на переборке байпаса в многоквартирных домах, так как возможно непреднамеренное прекращение подачи хладагента другим потребителям

Область применения регулируемых вручную байпасов в системе отопления – соединение однотрубных радиаторов и трубопроводов гидравлических насосов.

Просмотр n. 3 – вариант автоматического байпаса

В трубопроводе насоса гравитационной системы отопления установлен автоматический байпас. Хладагент в этой магистрали может циркулировать по контуру без насосного агрегата.

В системе установлен электровентилятор для увеличения скорости движения жидкости, что способствует снижению тепловых потерь, равномерному обогреву помещения и повышению КПД системы.

Перенаправление потока жидкости в перекачивающем трубопроводе с автоматическим байпасом происходит без вмешательства человека. Когда насос работает, хладагент проходит через агрегат, и байпас закрыт.

Если насос останавливается из-за неисправности или сбоя питания, охлаждающая жидкость течет через байпас. Обездвиженная крыльчатка агрегата ограничивает или полностью перекрывает поток.

Автоматические байпасы бывают двух типов:

  • клапан;
  • инъекция.

В первом случае в байпасной трубе монтируется обратный шаровой кран, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не мешает прямому движению жидкости в гравитационном режиме.

Когда насос включен, расход увеличивается. Теплоноситель из выходного патрубка попадает в основную магистраль и расходится в обе стороны.

Далее по контуру он беспрепятственно движется, а при движении в обратном направлении встречает обратный клапан.

Поскольку гидравлическое давление на стороне выхода больше, чем на стороне входа, шар плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

Когда насос работает, гидравлическое давление, создаваемое агрегатом, сжимает шар клапана и закрывает линию. Когда насос выключен, давление в гравитационной системе открывает клапан и вода течет через байпас

Недостатком перепускного клапана является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – отщепов, ржавчины, чешуек – приводит к его выходу из строя.

Байпасная система впрыска работает по принципу гидравлического подъемника. Насосный агрегат, установленный на трубопроводе меньшего диаметра, приваривается к магистрали большого диаметра. В этом случае входное и выходное сопла имеют продолжение внутри трубопровода.

Когда насос включен, часть потока попадает в диффузор впускной трубы, проходит через агрегат и ускоряется.

Выпускная трубка имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в основной трубопровод с высокой скоростью.

За вырезом выходного патрубка (по направлению движения теплоносителя в магистрали) создается зона разрежения. Это вытягивает жидкость из байпаса. Струя, выходящая под давлением, увлекает окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

Таким образом, весь поток с ускорением несется дальше по трассе. Это направленное движение жидкости устраняет обратный поток.

При выходе из строя помпы охлаждающая жидкость спокойно пройдет через байпас в режиме естественной циркуляции.

Энергия водяной струи дает импульс движению теплоносителя магистрали с байпасом впрыска. Такому устройству не страшно небольшое загрязнение теплоносителя, так как в нем нет устройств с точно установленными деталями (седло шара) [/ caption]

Назначение байпасного трубопровода

Основное назначение байпасной секции – поддержание циркуляции в тепловой сети в случае выхода из строя подключенного агрегата или отключения электроэнергии.

Любое устройство, подключенное через байпас, можно отключить от водопровода, просто закрыв два клапана: впускной и выпускной. В дальнейшем весь поток теплоносителя пройдет через байпасную трубку.

Устройство, отключенное от сети, ремонтируется в бесшумном режиме или проводится плановое техническое обслуживание. Вы можете полностью отсоединить его и заменить на новый. В этом случае нет необходимости останавливать работу системы и слить всю охлаждающую жидкость.

В одиночной системе отопления байпас применяется в следующих случаях:

  1. Вставка радиаторов в однотрубную линию;
  2. Трубопроводы циркуляционного насоса [link_webnavoz;
  3. Подключение распределительного коллектора при установке водяных полов с подогревом;
  4. Организация малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного котла.

В зависимости от области применения байпасное соединение имеет свои особенности.

Традиционный трубопровод циркуляционного насоса, где байпас является частью основной линии. Внутри установлена ​​запорная арматура, пропускающая весь поток теплоносителя через насосный агрегат и исключающая рециркуляцию

Ситуация n. 1 – для радиатора отопления

Подключение радиаторов через байпас осуществляется только в однотрубной системе.

Для двухтрубной системы и разводки коллектора перехватывать байпасные трубы нет смысла. Содержащиеся в них нагревательные батареи подключены параллельно, и каждая из них получает воду одинаковой температуры непосредственно из линии электропитания.

Выход из строя одного из контуров отопления при наличии запорной арматуры не влияет на работу остальной системы.

В однотрубной системе, благодаря последовательному соединению элементов теплопередачи, вода охлаждается при прохождении через контур. Чем больше теплоотвод батареи, тем холоднее будет выходить жидкость.

Если в однотрубной разводке нет байпасов, первый радиатор поглотит максимальное количество тепла и он будет слишком горячим, а по последнему потечет чуть теплая вода.

Подключение подачи и возврата через перемычку возле каждой катушки разделяет поток на две части. Один идет к радиатору и выделяет тепловую энергию.

Второй, поддерживая температуру, протекает по байпасу и соединяется с выходом с потоком нагревательного змеевика. Таким образом можно передать достаточное количество тепловой энергии даже на последнем звене радиаторной цепи.

Назначение байпаса в разводке однотрубного отопления, помимо возможности ремонта радиатора, – экономия части тепловой энергии в основном потоке для более равномерного ее распределения между ближайшими и удаленными отопительными приборами

Ситуация n. 2 – при подключении насоса

Циркуляционный насос через байпас имеет смысл подключать только в системе, пригодной для гравитационного потока воды.

необходимо подготовить коллектор для повышения давления с учетом необходимых уклонов и достаточного диаметра труб. Циркуляционный насос в такой линии устанавливается для повышения ее КПД.

Если система отопления изначально была спроектирована как принудительная, в случае отключения электроэнергии или отказа насоса она все равно не сможет работать.

Теплоноситель не будет циркулировать без дистилляционной установки. Поэтому в такой магистрали насос устанавливается без байпаса, по прямой.

Особенностью подключения насоса через байпас является возможность противотока в байпасе и возникновение замкнутого контура циркуляции вокруг байпасного насоса.

Поэтому в байпасной трубе необходимо установить запорный вентиль – шаровой кран или обратный клапан.

При работе насоса данное оборудование полностью перекрывает просвет байпасной трубки (клапан – автоматически, клапан – вручную). Если насос останавливается, байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

Исключение составляет байпас впрыска, конструкция и принцип работы которого исключают обратное движение жидкости.

Обводное подключение гидронасоса можно выполнить самостоятельно или приобрести готовый насосный агрегат. Тип разводки выбирается исходя из наличия свободного места

Ситуация n. 3 – при установке водяных полов с подогревом

Обводная линия для подключения теплого пола является частью смесительного узла. Поэтому он используется постоянно и без него теплый пол нормально работать не будет.

Вода в подающей магистрали может достигать 80 ° С, а в контуре теплого пола не должна превышать 45 ° С. Для приготовления теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, пропускающий только необходимое количество горячая вода.

Остальная часть потока проходит через байпас, смешивается с охлажденной водой, покидающей коллектор, и продолжается по линии к котлу.

Трехходовой клапан, установленный перед входом коллектора, пропускает ровно столько охлаждающей жидкости, сколько необходимо для нагрева воды в теплых полах до комфортной температуры. Избыточная горячая жидкость возвращается в линию по байпасу

Ситуация n. 4 – в соответствии с твердотопливным котлом

С помощью байпаса в трубопроводах твердотопливного котла формируется малый контур циркуляции теплоносителя. Байпас подключается к подающему трубопроводу с максимально нагретым хладагентом с одной стороны и к трехходовому клапану, установленному на обратной линии, с другой.

Клапан смешивает охлажденную воду из контуров теплообмена с горячей водой из байпаса. Жидкость подается в бойлер, температура которого не ниже 50 ° С.

Такой трубопровод необходим при использовании твердотопливного котла, так как при попадании холодной воды в котел на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к коррозии и быстрому выходу нагревательного агрегата из строя.

Для работы твердотопливного котла образуется малый круг циркуляции. Обход играет ключевую роль в этом случае

Горячая вода поступает в смесительный клапан через байпасную секцию для доведения жидкости, поступающей из системы, до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенках котла

Ситуация n. 5 – при установке обводных труб

Установка разных типов байпасов в систему отопления имеет свои особенности.

При подключении радиаторов:

  • Диаметр байпасной трубы выбирается на размер меньше магистрального трубопровода;
  • Перемычку необходимо установить как можно ближе к радиатору отопления;
  • запрещается ставить кран на КАД в многоквартирных домах.

Монтаж байпаса радиатора можно производить как при установке новой системы отопления, так и при обновлении существующей. Для этого подготовлены патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорная арматура.

На впускной патрубок устанавливается один из вариантов устройства:

  • шаровой кран, который не создает сопротивления и пропускает весь поток;
  • клапан – для ручной регулировки объема теплоносителя;
  • комбинация шарового крана и автоматического термостата: количество воды, проходящей в радиатор, регулируется без вмешательства человека.

На отводной трубе устанавливается шаровой или запорный вентиль.

Между собой элементы соединяются сваркой или нарезанием резьбы. В любом случае необходимо обеспечить полную герметичность стыков, после сборки провести тест и исключить утечки.

Радиатор нагревается более эффективно при следующей комбинации: диаметр сопел на радиаторе на один размер меньше, чем основной трубопровод, а диаметр байпаса на один размер меньше, чем диаметр сопел. Сужение нагнетательных секций увеличивает гидравлическое давление и способствует более полному нагреву устройства отвода тепла

При подключении насоса байпас часто является частью основной магистрали. Поскольку он обеспечивает протекание теплоносителя в режиме естественной циркуляции, ни в коем случае нельзя уменьшать его внутренний диаметр.

Насос устанавливается на байпасной трубе, диаметр которой может быть меньше или равен диаметру основной магистрали. О тонкостях правильного монтажа циркуляционного насоса мы поговорим в другой нашей статье.

Для монтажа проще приобрести готовый насосный агрегат необходимого размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежность соединений.

Однако самостоятельно изготовить развязку насосного агрегата несложно, если соблюдать некоторые правила.

Расположите насос так, чтобы вал рабочего колеса располагался горизонтально, а крышка клеммной коробки была обращена вверх.

Это обеспечивает свободный доступ к клеммам, к которым подключен блок питания, и исключает попадание на них жидкости в случае протечек.

В байпасной части устанавливается качественный обратный клапан или шаровой кран, чтобы обеспечить полный поток через насос и исключить возникновение обратного потока жидкости по байпасу.

При установке муфты своими руками важно правильно расположить элементы. Для этого удобно использовать накидные гайки – американские. Такая фурнитура обеспечивает плотное и прочное соединение элементов, легкий демонтаж и сборку

Выводы и полезные видео по теме

Ошибки при установке байпаса радиатора, приводящие к плохому нагреву теплопередающего элемента:

Почему нельзя установить запорную арматуру на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

Как собрать байпасную трубу с насосом так, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

Простое инженерное решение – байпас – позволяет сделать систему отопления максимально эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях.

Поломка отдельных элементов линии или сбой в электроснабжении не вызовут серьезных проблем. Хладагент будет циркулировать по трассе, и в доме будет жарко.

Вы сами начали установку байпаса и хотите что-то выяснить? Вы можете задать свои вопросы в комментариях к этой статье.

Или у вас есть положительный опыт строительства? Пожалуйста, поделитесь этим. Возможно, некоторым домашним мастерам удастся избежать ошибок благодаря вашим советам.

Источник – https://sovet-ingenera.com/otoplenie/o-drugoe/bajpas-v-sisteme-otopleniya.html
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: