Датчик тяги газового котла: устройство, принцип работы, проверка функциональности

Современное газовое оборудование, как правило, можно полностью автоматизировать. Благодаря встроенным в конструкцию компонентам контроля безопасной работы оборудования обеспечивается надежность системы в целом. Одним из таких устройств является датчик тяги газового котла.

Согласитесь, довольно удобно пользоваться техникой, не требующей постоянного присутствия человека. Но по какому принципу работает датчик тяги и настолько ли он надежен?

Эти вопросы мы рассмотрим в нашей публикации – мы расскажем об устройстве датчика тяги, его функционале и особенностях управления производительностью. Мы дополним представленный материал тематическими фото и видео материалами.

Конструкция датчика и принцип работы

Учитывая разнообразие исполнений газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги встречаются и в разных конструкциях. Если рассматривать их конструкцию крайне обобщенно, мы будем говорить о довольно простом механизме устройства.

В основе практически всех датчиков тяги газового котла лежит биметаллический элемент, меняющий форму при изменении температурного фона. По сути, это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагревании или охлаждении.

Изменение формы пластины контролируется контактной группой, которая переводит состояние контактов на «включено» или «выключено». Сигнал переключения контактной группы передается на контроллер газового котла или на более простой механизм управления газом.

Тип датчика, контролирующего тягу в дымоходе, зависит от используемого котла.

Итак, существует два типа газовых котлов и они используются на практике:

  1. Сооружения оборудованы дымоходом (естественная тяга).
  2. Здания оборудованы дымоходом с турбиной (тягой).

Эти конструкции отличаются друг от друга, и датчики тяги, используемые в них, также различаются.

Котельные с естественной тягой

В котлах с естественной тягой используется так называемый вытяжной шкаф, в корпусе которого встроен простой миниатюрный термостат, как показано на рисунке ниже.

Термостат простой конструкции в миниатюрном исполнении обычно снабжен соответствующей температурной отметкой непосредственно на корпусе (на металлической оболочке). Этот знак (например, 75º) указывает на температурный предел срабатывания контактной группы датчика.

Термостатическое устройство этого типа устанавливается, как правило, в составе конструкций навесных газовых котлов, где используется вытяжной шкаф, встроенный в дымоход

В эксплуатации такое устройство несложно. Если пары, проходящие через вытяжку с установленным датчиком, нагревают прибор выше заданного температурного параметра (что свидетельствует о нарушении тяглового режима), контакты разомкнуты.

В результате из-за обрыва цепи система подачи газа к котлу будет отключена (заблокирована). Оборудование перезапустится только после охлаждения датчика и сброса разомкнутого контакта.

Чертежи датчиков турбинного котла

Котлы, оснащенные дымоходом турбины, имеют немного другой датчик для определения тяги газового котла с функционально другим принципом работы. Во-первых, разница в том, что датчик фактически управляет вентилятором турбины котла. Другими словами, оптимальная тяга дыма регулируется вентилятором.

Поэтому устройство датчиков тяги газотурбинных котлов производится не с контролем температуры, а с контролем проходного объема углекислого газа.

Такие датчики работают по тому, чтобы внутри камеры сгорания был оптимальный вакуум, они имеют контактную группу из трех элементов:

  • cOM-контакт;
  • нормально открытый (НЕТ);
  • нормально закрытый (NC).

Конструктивно устройства имеют другую форму, но принцип их действия остается неизменным. При создании рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальный вакуум) давление подаваемого воздуха замыкает контактную группу, посылая сигнал на подачу газа.

Несколько иной тип сенсорных элементов, предназначенных для регулирования тяги в котле – конструкция, принцип действия которой основан на разнице давлений выходного потока

Как проверить работоспособность датчика?

Нарушения тяги в газовом котле часто сравнивают с датчиками. В любом случае многие умельцы традиционно сообщают о неисправности датчика тяги.

проверить, как работает датчик тяги на бытовом газовом котле, довольно просто. Следует отметить, что периодический осмотр таких конструктивных элементов фактически стоит в повестке дня. Специально для котлов, оборудованных вентилятором.

Фаза n. 1 – Проведение проверки контрольных датчиков

Практически все оборудование с вентилятором имеет специальные контрольные точки, с помощью которых проверяется датчик.

Контрольные точки (ниппели) обычно расположены в зоне дымохода (в верхней части котла). Пример расположения этих элементов показан на изображении ниже. Оба фитинга имеют соответствующую маркировку. То есть – у них есть обозначения «+» и «-», которые указывают путь потока.

Контрольные точки (штуцеры) для измерения уровня вакуума в камере сгорания котла. Эти элементы используются для контрольных измерений с помощью специального манометра

Рядом с тестовыми соединениями обычно есть еще один тестовый интерфейс (слева, закрытый крышкой), через который разрешается измерять температуру газов и эффективность оборудования.

Порядок измерений следующий:

  1. Открутите защитные колпачки на штуцерах.
  2. Подсоедините шланги манометра к фитингам.
  3. Соблюдайте точность подключения в точках «+» и «-».
  4. Включить на котле режим «Трубочист».
  5. Подождите, пока оборудование достигнет максимальной работы.

После того, как оборудование достигнет максимальной мощности, проверьте показания манометра. Прибор должен показывать допустимый уровень вакуума, не превышающий диапазона, установленного для конкретной марки газового котла. Обратитесь к документации по оборудованию, чтобы узнать требуемый диапазон.

Проведение тестовых измерений уровня вакуума внутри камеры сгорания газового котла с использованием функции цифрового измерителя

Процедура, демонстрирующая, как проверить датчик тяги на бытовом газовом водонагревателе, помимо измерения манометром, включает еще одно необходимое действие – проверку реле давления котла.

Вентилятор газового котла традиционно оснащается устройством, называемым реле давления. Благодаря этому устройству контролируется работа вентилятора и, собственно, проверяется горелка газового котла.

Реле давления соединяется с воздуховодом резиновыми шлангами. Однако для проверки этого элемента схемы придется вскрыть корпус газового котла.

Внутри корпуса газового котла находятся два важных устройства: турбинный вентилятор плюс устройство контроля реле давления

Принцип работы этой технической пары довольно прост. Из воздушного канала через резиновую трубку давление (отрицательное по сравнению с давлением во второй трубке) снимается реле давления.

Если выбор давления в норме, контактная цепь реле давления замкнута – газовый котел работает нормально. В случае изменения (отклонения) уровня вакуума изменяется перепад давления, что приводит к выходу из строя контактной группы реле давления. В результате оборудование выводится из строя (отключение котла).

Устройство контроля работы вентилятора – реле давления, имеет на корпусе табличку технических параметров – предельные давления включения и выключения газовой горелки

Реле давления любой марки всегда имеет обозначение рабочих параметров на корпусной части. В частности, указывается параметр давления срабатывания устройства включения и выключения (например, для реле давления, показанного на фото выше, это 70/45 Па). Другими словами: в этом случае газовая горелка работает при давлении 70 Па и блокируется при давлении 45 Па.

Фаза n. 2 – проверка реле давления котла

Чтобы проверить реле давления, нужно выполнить простое действие – определить качество переключения электрической цепи устройства. Переключающим элементом реле давления является обычный микровыключатель, встроенный в устройство.

Микровыключатель управляется (замкнутые или разомкнутые контакты) пластиной, на которую воздействует сила давления воздуха, поступающего в устройство по трубам.

Контакты микровыключателя выведены за пределы корпуса устройства. Соответственно, для тестирования нужно подключить к контактной группе измерительный прибор (мультиметр), настроенный на измерение сопротивления Ом.

Каждое фирменное устройство оснащено электрической схемой, указанной на корпусе. По этой схеме соединяются щупы мультиметра и контакты прибора.

Проверка исправности реле давления газового котла с помощью штатного электронного прибора (электрика) – мультиметра. Проверьте целостность цепи микровыключателя

После подключения щупов мультиметра кусок силиконовой трубки подсоединяется к каналу отрицательного давления реле давления. Через подключенную трубку на приборе создается отрицательное давление (просто всасывая воздух ртом) и одновременно контролируются показания мультиметра.

При нормальном переключении стрелка устройства будет показывать минимальное сопротивление или вообще не реагировать, в зависимости от создаваемого давления в трубе. Если микровыключатель неисправен (нарушен канал переключения), мультиметр не покажет никакой реакции. В этом случае необходимо заменить реле давления на новое.

Рекомендуем ознакомиться с тонкостями осмотра и обслуживания газовых котлов.

Фаза n. 3 – выявление причины снижения тяги

Причина снижения тяги не всегда – неисправность датчика.

Таким образом, практика показывает, что недостаточная тяга может быть вызвана множеством других факторов:

  • засорены шланги подачи воздуха;
  • засорение внутренней поверхности улитки вентилятора;
  • образование конденсата внутри силиконовых трубок;
  • попадание инородных тел в трубы.

Одной из частых причин уменьшения тяги котла часто бывает засорение внутренней области улитки вентилятора. Очистка этой области восстанавливает полное сцепление с дорогой.

Очистка внутренней части улитки вентилятора газового котла помогает вернуть тягу на прежний уровень. Для обслуживания требуется немного воды и мягкая щетка

После продолжительной эксплуатации газового котла на лопастях крыльчатки вентилятора и на стенках улитки собирается большое количество пыли и дыма. Со временем эти отложения уплотняются, становятся жесткими и, следовательно, создают значительное сопротивление потоку воздуха. Это одна из самых частых причин потери тяги котла.

Очевидно, перед очисткой изнутри вентилятор котла придется разобрать. В большинстве моделей котлов предусмотрена простая разборка / сборка вентилятора. Обычно достаточно удалить два или три крепежных винта, чтобы отсоединить компонент от шасси. Сначала отключите газовый котел от электросети.

Вот примерно такое состояние вентилятора газового котла, каким он должен быть при работе оборудования, чтобы обеспечить оптимальную тягу дымовых газов

Промывка водой должна производиться таким образом, чтобы влага не попадала на обмотку статора электродвигателя и другие электрические компоненты. Наилучшим вариантом кажется очистка путем продувки сжатым воздухом спиральной камеры и лопастей. Правда, в домашних условиях такой вариант зачастую невозможен.

Советы по очистке и самостоятельному обслуживанию гейзера мы предоставили в следующей статье.

Фаза n. 4 – Новая проверка тяги

По окончании процедуры очистки турбинного вентилятора газового котла и установки этого конструктивного элемента на его рабочем месте необходимо повторить испытание оборудования на уровень тяги дыма.

То есть в очередной раз следует выполнить описанную выше операцию – проверить уровень вакуума внутри камеры сгорания. Разобранный ранее корпус газового котла необходимо установить заново – довести котел до полного рабочего состояния.

Собранный газовый котел является обязательным условием перед проверкой оборудования на уровень вакуума внутри камеры сгорания, так как открытый кожух нарушает нормальную работу турбины

Как правило, результаты испытаний показывают небольшое увеличение показаний манометра, что свидетельствует о нормальном рабочем состоянии дымоотвода. Принимая во внимание такую ​​практику, можно сделать вывод, что не всегда датчик температуры или реле давления является основной причиной нарушения тягового режима газового котла.

Поэтому изначально необходимо проверить все оборудование и аксессуары, задействованные в схеме дымового канала. По сути, в данном случае проблема заключалась в засорении турбинного вентилятора газового котла.

Возможные причины срабатывания датчика

Часто частое срабатывание датчика тяги газового котла наблюдается сразу после установки нового оборудования и последующего ввода в эксплуатацию.

Неисправности котла при таком варианте обычно вызваны:

  • неправильная конструкция канала дымоудаления;
  • необычные погодные условия в регионе;
  • нарушение тяговых характеристик оборудования;
  • неправильная настройка контроллера управления.

В регионах, где преобладают сильные ветры, причина срабатывания датчика может быть тривиальной: ветер попадает в дымоход. В таких случаях рекомендуется также установить на трубу стабилизатор тяги.

Тяговые характеристики были отмечены выше и к настройке контроллера газовой колонки необходимо привлечь специалистов.

Выводы и полезные видео по теме

На видео описаны конструктивные детали датчиков тяги, расположение этих узлов и принцип их действия:

Если профессиональные мастера достаточно знакомы с газовым оборудованием, то устранение неисправности газового котла – «темный лес» для рядового пользователя. Кроме того, работа с газовыми системами без соответствующих знаний имеет серьезные последствия.

Поэтому, когда вы хотите самостоятельно заменить или отремонтировать тот же датчик тяги или какое-то другое оборудование газового водонагревателя, вам нужно сначала хотя бы изучить систему. Но лучший способ устранить дефекты газовой системы – обратиться к специалисту.

Хотели бы вы дополнить приведенный выше материал полезными замечаниями о том, как работает датчик тяги? Или вы хотите поделиться своим опытом тестирования сенсоров с другими пользователями? Напишите свои наблюдения и комментарии в блоке ниже, добавьте уникальные фотографии своих тестов.

Источник – https://sovet-ingenera.com/otoplenie/kotly/datchik-tyagi-gazovogo-kotla.html
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: