Электрическая шина: определение, конструктивные особенности, назначение и установка

В процессе монтажа электрических схем в силовых шкафах и блоках используется электрическая шина или шина. Так называется конструкция: металлический проводник с низким удельным сопротивлением.

Преимущества использования шинопроводов

Электробусом пользоваться удобнее, чем пучком проводов

Использование шины в электрической системе вместо кабельной продукции дает значительную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов:

  • Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля.
  • Срок службы: до 30 лет без необходимости комплексного обслуживания.
  • Гибкая конфигурация позволяет выполнять безопасный и качественный монтаж сети в зависимости от маршрута ее прокладки.
  • Сборная шина имеет более эстетичный вид, чем групповая разводка.
  • Экранирование проводника исключает влияние электромагнитного поля на расположенное поблизости офисное оборудование.
  • Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности по степени защиты IP55.

Сфера применения электробусов – соединение электрических цепей в сетях низкого напряжения или разрядных устройств высокого напряжения, подстанций и т.д.

Классификация шин по форме сечения

Поперечное сечение шин

В зависимости от формы сечения планки мы имеем:

  • трубчатые конструкции;
  • прямоугольные модели;
  • коробчатые проводники;
  • двух или трехходовые модели.

Преимуществами прямоугольных проводов являются эффективное рассеивание тепла и низкое сопротивление току, что снижает активную энергию и ограничивает реактивную энергию. Таким образом, можно обеспечить значительную экономию дорогостоящих энергоресурсов, что важно для крупных коммерческих и промышленных предприятий.

Область применения прямоугольной шины – устройство сетей и распределительных щитов с силой тока в пределах 2000-4000А. Можно подключить несколько плоских шин для получения двух- или трехходовой конфигурации.

Сборные шины плоского и коробчатого исполнения применяются в сетях напряжением до 35 кВ.

Оптимальной модификацией считается трубчатый электробус. Его основные преимущества – эффективное рассеивание тепла, высокое сопротивление и равномерное распределение возникающего электрического поля.

Металлы, используемые в производстве шин

В зависимости от назначения и параметров эксплуатации, необходимых для изготовления проводников, могут применяться:

  • медь;
  • алюминий;
  • сталь;
  • сталь-алюминий – стальной сердечник, покрытый скрученными алюминиевыми проволоками.

К достоинствам алюминиевых шин можно отнести коррозионную стойкость, отличные электропроводящие свойства, малый вес и приемлемую стоимость. Для их изготовления используются низколегированные алюминиевые сплавы с незначительным содержанием кремния и магния для повышения пластичности и прочности металла.

Медные прутки с содержанием меди до 99% ничем не уступают алюминиевым, но менее популярны из-за относительно высокой стоимости.

Маркировка электрических шин

Маркировка нулевого автобуса

Нанесение цветной маркировки на электрические шины регулируется действующими нормативами. Соблюдение их требований обязательно для каждого производителя. Маркировка может производиться как на этапе производства, так и после его завершения. В первом случае используется цветная изоляция, во втором – цветная изоляционная лента, на которой обозначены разные фазы проводника.

Цветовая кодировка шин позволяет точно определить их тип и назначение:

  • Заземляющий провод маркируется чередующимися продольными полосами желтого и зеленого цветов.
  • Нейтральный и исправный проводники отмечены синим цветом.
  • Подключение жил предполагает использование всех трех оттенков в разных вариантах: изоляция с продольными желтыми и зелеными полосами и синей линией на конце, или синяя изоляция с желто-зеленой полосой на стыках и концах жилы.

В трехфазных сетях фаза A отмечена желтым цветом, фаза B – зеленым, фаза C – красным.

Исходя из требований действующих стандартов, для сетей переменного тока используется следующее буквальное обозначение проводов вместе с цветовой кодировкой проводов:

  • в однофазной сети – L;
  • в трехфазной сети – L с номерами от 1 до 3;
  • средний – М;
  • нейтральный или нулевой – N;
  • заземление – ПЭ;
  • комбинированный и нулевой режим – PEN (комбинация обозначений каждого из используемых проводов).

Модели для сетей постоянного тока маркируются буквой L со знаком + или – соответственно положительный или отрицательный провод.

Нулевая шина

Нулевая шина на DIN-рейке

Соединение заземляющего и нулевого проводов осуществляется с помощью нейтральной шины. Его конструкция состоит из токопроводящего сердечника и пластикового основания, установленного на DIN-рейку. Сердечник изготавливается из специальной электротехнической меди или латуни. Токопроводящий элемент имеет стопорные отверстия и болты. Их наличие позволяет организовать упорядоченную и безопасную проводку в электрических панелях. Модели Zero bus производятся разной длины, что позволяет проделать необходимое количество отверстий для крепления в сердечнике. Основная область их применения – сети переменного или постоянного тока, рассчитанные на рабочее напряжение до 400 В.

Благодаря использованию нулевой шины станет возможным:

  • повысить эффективность используемых устройств автоматической защиты;
  • одновременно создать несколько точек подключения нагрузок к нулевому проводу;
  • осторожно и безопасно отделяйте нулевые и рабочие проводники;
  • сделайте землю видимой с помощью пластикового приспособления с крышкой для защиты клемм;
  • установите по одной цепи от точки заземления до каждой нагрузки.

Важным условием при выборе нулевой шины является учет ограничений по максимально допустимой площади сечения кабелей. Это обеспечит безопасную работу сети и бесперебойное питание объекта. Кроме того, подбор оптимальной модификации проводника осуществляется с учетом максимального количества подключаемых нагрузок.

Монтаж нулевой шины осуществляется непосредственно внутри электрощита или на металлической направляющей через болтовое соединение. Различают открытый и закрытый способы крепления. Первый вариант предусмотрен для электрических панелей с закрытой конструкцией, исключающей несанкционированный доступ к внутреннему содержимому. Закрытый монтаж оптимален для сетей, к которым подключено дорогостоящее энергоемкое оборудование: машины и механизмы, электроинструменты и т.д.

Источник – https://strojdvor.ru/elektrosnabzhenie/sina-elektriceskaa/
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: