В квартиры в многоэтажных домах или частных домах, подключенных к центральной системе, влага поступает по трубопроводам из естественных источников. Качество воды рек и озер, а также артезианских скважин должно соответствовать санитарным нормам. Это касается и инженерных сооружений, водопроводов и очистных сооружений. Примеси в сточных водах не должны превышать показателей, установленных СанПиН, и должны быть очищены перед сбросом в окружающую среду. Все эти моменты указаны в Федеральном законе № 416 «О водоснабжении и водоотведении». Законодательство также регулирует отношения между потребителями и организациями-поставщиками.
Что регламентирует ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Нормативный акт Государственная дума приняла еще в 2011 году. Но федеральный закон является действующим и по нынешний день. В него, для соответствия современным реалиям, вносятся поправки и изменения. Документ регламентирует все взаимоотношения в сфере подачи питьевой воды и отвода канализационных стоков.
Основные моменты, которые подлежат правовому регулированию:
- Качество и безопасность влаги, подаваемой потребителям по сетям холодного и горячего водоснабжения, в том числе открытого водоснабжения от источников теплоснабжения. Это необходимо для создания благоприятной санитарно-эпидемической обстановки в стране.
- Безопасность бытовых и промышленных стоков, сбрасываемых в водные объекты.
- Правила подачи горячей воды и обеспечения ее качества.
- Коммерческий учет питьевой влаги и сточных вод, т.е определение объемов подаваемой и принимаемой воды за определенное время с помощью счетчиков или расчетным путем.
Под качеством и безопасностью понимается комплекс свойств воды, включающий физико-химические, биологические, органолептические показатели, в том числе температурные свойства.
Нюансы водоснабжения объектов военного и оборонного назначения устанавливаются дополнительными постановлениями Правительства РФ.
Основные положения
Нормативно-правовой акт призван подтвердить правительственную политику в отношении водообеспечения населения и сохранения экологического баланса при приеме стоков. Основные понятия, раскрываемые в законе:
- защитить здоровье россиян, оберегая качество подаваемой влаги;
- повысить экономическую и энергетическую эффективность водопроводно-канализационных сетей;
- качественная очистка сточных вод;
- разработка новых технологических решений и внедрение современных устройств;
- возможность приема и удаления жидкости.
Закон регулирует формы и методы управления системами водоснабжения и водоотведения, а также отношения между поставщиками и потребителями.
Документ подтверждает гарантии государства населению. Это включает:
- обеспечение потребителей холодной и горячей водой, возможность удаления фекальных отходов;
- доступность ресурсов водоснабжения для всех граждан;
- наладка эффективной работы центральной сети горячего и холодного водоснабжения, а также канализационных систем;
- привлечение инвестиций в отрасль;
- прозрачность работы организаций, занимающихся подачей и управлением водой.
Учитываются также экономические факторы, а также особенности контроля качества и экспертизы сточных вод перед сбросом в природные источники или почву.
Последние изменения
Редакция нормативного акта проводится ежегодно в соответствии с переменами в обществе, экономическими изменениями и развитием инновационных технологий. Поправки корректируют звучание пунктов статей и добавляют дополнительные нюансы. Часть изменений, внесенных за последние три года, будет интересна потребителям услуг:
- В часть 19 статьи 41.1 добавлен дополнительный пункт. Он регулирует расходы арендатора, возмещение которых возможно за счет средств государственного бюджета.
- Пункт 15 статьи 2 гласит, что в состав организаций, осуществляющих доставку и прием воды от потребителей, могут входить также индивидуальные подрядчики.
- Часть 2 статьи 41.2 гласит, что абонент должен оплатить задолженность перед хозяйственной организацией до окончания срока действия договора аренды.
Интересное изменение появилось в части 4 статьи 35 нормативного закона. Он регламентирует правила контроля организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и санитарно-технические сооружения. Включение инспекционных мероприятий в годовой план возможно, если срок предыдущей инспекции истек.
Последние дополнения вступили в силу в начале 2019 года. Полностью заменили главу 5, темой которой была защита окружающей среды при водоснабжении. Вместо этого была создана глава 5(1) для регулирования сброса сточных вод в центральные канализационные системы. Он ужесточает контроль за загрязнением бытовыми и промышленными сточными водами.
Согласно новой главе, абоненты освобождаются от обязанности разрабатывать и согласовывать нормы разрешенных излучений. Теперь этим должны заниматься органы местного самоуправления в городах, где проложены водопроводно-канализационные сети. При этом учитывают все требования, прописанные в водном кодексе, нормативных актах, регламентирующих санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране и охрану окружающей среды.
Абоненты обязаны подготовить план мероприятий по уменьшению количества стоков, если они превысили нормы в два и более раза или допустили однократный сброс, но не в три раза. Этот план должен быть одобрен местными комитетами по природопользованию и экологической безопасности.
В той же части федерального закона абоненты указывают на необходимость:
- строить и модернизировать ЛОС или арендовать у хозяйственных организаций;
- создать системы оборотного водоснабжения;
- внедрять современные технологии производства, повышать качество услуг, проводить регулярные работы по снижению количества загрязняющих веществ в сточных водах.
Изменились штрафы за нарушение нормативов сточных вод. Если они превышены два и более раза в течение года или показатели загрязнения выше нормы, такие нарушения считаются грубыми. Абонент будет оштрафован на круглую сумму. Дополнительные сборы и штрафы будут зависеть от класса отходов.
Законодательные нюансы, важные для потребителей воды
Некоторые статьи не изменились с момента принятия закона. Однако перелистать их стоит тем, кто заинтересован получать качественную воду и экономить на коммунальных услугах.
Статья 18 часть 13 говорит о том, как платить за подключение к централизованной сети. Сумма расходов рассчитывается финансовой организацией. В случае, если абонент запросил больше воды или требуется избыток сточных вод, плата за использованную воду рассчитывается индивидуально. Подключение в эту сумму не входит, оно оплачивается отдельно. При этом затраты зависят от расстояния до точки подключения, допустимых максимальных нагрузок на водопроводную сеть.
Статья 20 говорит о том, что подлежит коммерческому учету. Ими оплачиваются водные потоки, подаваемые жителям многоэтажных домов или частных домов, подключенных к централизованной сети, а также сточные воды и их последующая очистка. В оплату входит транспортировка жидкостей по трубам и первичная подготовка для хозяйственных нужд.
В статье 21 описаны моменты, когда хозяйственная организация вправе ограничить, приостановить и полностью перекрыть подачу воды или канализации. Статья 22 регламентирует нормативы проведения ремонтных работ на различных объектах водоснабжения и водоотведения.
Проблемы обеспечения качества питьевой воды, удаления и очистки сточных вод не теряют своей актуальности. Их эффективное решение говорит о социально-экономическом и технологическом развитии государства, надежности эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства.
Законодательное регулирование водоснабжения и водоотведения необходимо, так как деятельность поставщиков услуг в этой сфере представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.