Насосная станция иногда выходит из строя, как и многие другие агрегаты, состоящие из нескольких узлов. Разбаланс между основными частями станции, скачки напряжения, повреждение трубопровода, грязные фильтры – это малая часть того, с чем могут столкнуться владельцы дома с автономным водоснабжением. В некоторых случаях вы можете исправить сбой самостоятельно. Для этого нужно знать, как устроена насосная станция, принцип ее работы, а также намереваться восстановить систему самостоятельно.
Составные части насосной станции
Ремонт насосной станции водоснабжения своими руками нужно начинать с изучения узлов агрегата и принципа работы. Составляющие:
- Устройство, качающее воду из источника – колодца или колодца. Чаще всего это наземное оборудование, поддерживающее одинаковое давление в системе.
- Труба, погруженная в воду, по которой насос прокачивает жидкость. На конце трубы обычно есть обратный клапан, чтобы при остановке двигателя вода не вытекала обратно в колодец.
- Гидроаккумулятор с резиновой мембраной внутри. В него нагнетается определенное количество воздуха. Другую половину занимает резиновая груша, в которую поступает жидкость.При достижении нужного давления воздух давит на мембрану, и она выталкивает воду в трубы для подачи в дом.
- Манометр и реле относятся к блоку управления станцией. Задача реле – подавать сигналы на включение/выключение двигателя. На мониторе манометра можно визуально оценить уровень давления. Есть нижний порог давления – он настраивается на этапе производства, есть верхний, который устанавливается мастером, исходя из размеров дома и высоты, на которую необходимо поднять жидкость.
Если один узел сломается, проблема может затронуть и другие.
Насосное оборудование работает следующим образом: при включении двигателя насос начинает закачивать воду в систему. При достижении верхнего порога давления контакты реле размыкаются и оборудование отключается. В этот момент в доме включается кран или любой прибор, использующий воду. Как только давление падает до нижнего порога, снова срабатывает реле и включается мотор, станция начинает перекачивать новую порцию воды.
Типичные причины поломки насосных станций и способы устранения
Одна из причин поломки насосных станций – пересыхание скважины
Для начала необходимо рассмотреть обычные случаи, когда некорректная работа насоса зависит от других причин и не связана с внутренней поломкой.
Если станция долго не выключается, при этом стрелка манометра стоит на месте и давление не повышается, необходимо проверить, есть ли вода в колодце. Летом она обычно уходит и край соломинки висит в воздухе. Это заполнено выгоранием двигателя. Если установка оснащена защитой от сухого хода, датчик автоматически отключит ее. Если защиты нет, рано или поздно двигатель сгорит. Аналогичная ситуация возникает, если вода подается рывками. Это говорит о том, что при заборе воды оголяется нижний край трубы, так как воды меньше, чем обычно. Погружная труба должна быть утоплена глубже.
Если система фильтрации или обратный клапан забиты, привод также будет работать непрерывно. Вы должны извлечь шланг или трубу, очистить их и вернуть на место. При этом проверьте отсутствие повреждений самой трубы.
Если оборудование долгое время не включалось, ось может не работать сама по себе. Проворачивается вручную, после чего привод продолжает нормально работать.
Неисправности реле давления и электрики
Блок реле давления
Из-за неправильной настройки верхнего порога давления насосная станция может работать длительное время без выключения. Происходит это потому, что мощности двигателя просто не хватает для создания такого давления. В этом случае ремонт реле не требуется, а нужно менять настройки. Как это сделать, можно прочитать в инструкции: откручивается гайка на пружине – большая или маленькая. Как проводить манипуляции, зависит от релейного блока на данной насосной станции.
Если прессостат неисправен, можно сначала попробовать его разобрать и зачистить контакты мелкой наждачной бумагой. Затем собрать и включить. Обычно помогает чистка входного и выходного отверстий. Если станция эксплуатируется несколько лет и не осматривалась специалистом, скопившаяся грязь может помешать работе устройства.
Если обе меры не сработали, осмотрите крыльчатку. При длительном использовании он стирается и мощность слабеет – двигателю не хватает сил. Если на входе во всасывающую трубу отсутствует фильтр, а в воду иногда попадают мелкие камни, песок, то они являются причиной выхода из строя крыльчатки. Особенно, если он сделан из пластика. Подъемное колесо не ремонтируется – его нужно заменить, желательно на металлическое.
Падение напряжения иногда приводит к длительной работе насоса. Напряжение на двигателе достаточное, но реле не переключается. Если часто случаются скачки напряжения, лучше сразу установить стабилизатор – это будет дешевле, чем покупка нового насоса.
Проблемы с мембраной или давлением в гидроаккумуляторе
Сменная диафрагма для аккумулятора
Мембрана изготовлена из плотной резины. Здесь может быть две проблемы:
- резина треснула и подлежит замене;
- давление в гидроаккумуляторе меньше ожидаемого – резина долгое время подвергалась чрезмерному растяжению и в итоге не выдержала.
Если нажать на ниппель, который находится под пластиковой крышкой, оттуда потечет вода. Это явный признак того, что резина потеряла целостность и требуется замена мембраны, или негерметичность места крепления аккумулятора, или необходимость замены катушки.
Диафрагму можно приобрести в магазине в отделе насосного оборудования или заказать в сервисном центре. Если вам нужно повысить давление в гидроаккумуляторе, используйте обычный велосипедный насос. Верхнее давление, которое показывает манометр, представляет собой сумму давления воды в мембране и давления воздуха в мембранном баке. Вместе они показывают, например, 2,9 атмосферы. Из них 0,8 атмосферы будет составлять воздух. При наблюдении за показаниями манометра при выключенном оборудовании необходимо накачать воздух в гидроаккумулятор.
Реле не сработает, если в мембранном баке есть трещины. Пластик — не лучшее решение для устройств, которым нужно работать долго. При наличии трещин необходимо демонтировать насосную станцию, отсоединить бак и собрать все в обратном порядке.
Замена манометра
Замена манометра на насосной станции никак не влияет на работу, если все остальные узлы работают нормально. Без этого устройства можно обойтись – оно только визуализирует верхний и нижний показатели давления, иногда делает это некорректно, но станция все равно работает.
Самой большой проблемой является снятие манометра с коллектора после долгой работы и свинчивания резьбы. Здесь не всегда помогают химические препараты, растворяющие отложения. Мастера советуют не трогать коллектор, иначе замена манометра выйдет очень дорого – придется менять весь прибор. Ставить другое устройство можно только тогда, когда демонтировано старое и подготовлена нить к установке нового.
Замена сальника после сухого хода
Упаковочная коробка насосной станции
Если насосная станция работает всухую в течение 3 минут без воды, необходимо заменить уплотнение рабочего колеса. Это может произойти в самом начале работы нового оборудования, если перед пуском система не была заполнена водой.
Для его замены нужно разобрать корпус устройства, снять поврежденную деталь и установить новую, после чего собрать все в обратном порядке. Чаще всего эта проблема возникает с резиновыми прокладками. Если установлена керамика, есть шанс, что оборудование продолжит работать.
Серьезные причины поломки насосной станции
Если мотор сгорел, то отчетливо будет слышен запах горелой изоляции. Замена обмотки двигателя дорого и нерентабельно. Такие работы выполняются в сервисных центрах профессиональными электриками. Чтобы не пришлось покупать новый диск, лучше изначально выбрать модель с датчиками защиты. Это будет стоить дороже, зато устройство будет защищено и, скорее всего, не включится, если не будут соблюдены условия для нормальной работы.
Не всегда проблема в насосе. Если подводящая труба прорвется, вода не будет поступать в дом. Нам нужно разбить шоссе и найти место аварии. Демонтаж и выкапывание – долгая и дорогая процедура.