Влажность воздуха в учреждениях образования: нормативные требования и нормы

Для наших детей мы стараемся выбирать самые лучшие, качественные и самые здоровые, независимо от их возраста. Но помимо здорового питания, развивающих игрушек и достойного образования нужно уделять внимание окружающей среде. И, если в школах, колледжах и детских садах почти всегда соблюдаются самые основные параметры – температура и качество воздуха, то влажность воздуха в учебных заведениях не всегда может соответствовать нормативам.

Но как узнать, какие показатели оптимальны, как следить за их соблюдением и поддерживать состояние здоровья ребенка в любом возрасте?

Мы расскажем вам об основных стандартах здоровья, установленных на законодательном уровне, и поделимся рекомендациями специалистов здравоохранения, как максимально обезопасить ваших детей от дискомфортного микроклимата вне дома.

Нормы влажности в учебных заведениях

Точные значения влажностного режима в образовательных учреждениях установлены ГОСТом 30494-2011 «Жилые и общественные здания. Параметры микроклимата помещений».

Судя по таблице в этом документе, помещения для отдыха и тренировок должны иметь оптимальную влажность воздуха 45-30%, однако допускается увеличение указанных норм до 60%. К тому же в любом учреждении от дошкольного образовательного комплекса до средней школы.

При соблюдении нормируемого температурного режима, а также требований санитарных норм и контроля влажности достигается комфортный микроклимат для воспитанников детских садов, школ, школ и других образовательных учреждений

Однако не все так просто. Параметры идеально комфортной среды выстроены в комплекс: влажность + температура воздуха + скорость воздуха. И только в целом они создают необходимый внутренний микроклимат.

Но чтобы узнать, что это такое, и понять, откуда берется влажность, разберем этот момент более подробно.

Понятие относительной влажности

Итак, из курса физики мы знаем, что тема разговора может быть основана на абсолютных и относительных значениях. Правда, мало кто помнит, что это такое и чем эти два понятия отличаются друг от друга.

Воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем, представляет собой сложную головоломку из газа и водяного пара. Плотность водяного пара – это абсолютная влажность, содержащаяся в 1 кубическом метре воздуха.

Плотность водяного пара рассчитывается по простой формуле:

p = m (пара): v (воздух), где

m – масса, v – объем воздуха в 1 куб м.

То, что мы видим на окнах в виде капель жидкости, называется конденсацией. Это место, где температура ниже точки росы и пар воздуха возвращается в жидкое состояние

С одной стороны, абсолютного значения должно было быть достаточно, чтобы иметь общее представление о том, сколько воды содержится в газе, которым мы дышим, но на самом деле было обнаружено, что организмы воспринимают это по-другому, то есть в отношении возможное значение насыщения воздуха.

Рассчитывается по формуле:

φ = (p: ph) x 100%, где

p – плотность водяного пара, а ph – плотность насыщенного пара при данной температуре.

Относительная влажность в помещении зависит от влажности и температурного режима снаружи и внутри помещения. Современные требования к вентиляции и вентиляции должны быть реализованы таким образом, чтобы в идеале влажность в помещении не превышала 30-40%, в пределах допустимого 60%

так появилось знакомое каждому на слух определение, которое, как мы видим, напрямую связано с температурой окружающей среды и именно относительная влажность воздуха в детском саду, школе и других образовательных учреждениях нормируется по норма.

Почему так важны показатели влажности?

В образовательном учреждении ребенок проводит от 4 до 8 часов в день, а иногда и больше. Этого достаточно, чтобы воздух в помещении повлиял на здоровье.

Пониженная влажность способствует чрезмерной сухости слизистых оболочек глаз и носа, а значит, создает мост для вирусов и бактерий. Кроме того, в чрезмерно сухой воздух попадает больше пыли, вызывая приступы астмы и бронхоспазмы.

В тяжелых случаях возникает сухость кожи, волос, обезвоживание тела и нарушение терморегуляции организма.

Повышенная влажность не менее опасна, ведь это, прежде всего, идеальная среда для развития микроорганизмов, плесени и грибков. А это прямой путь к возможным проявлениям респираторных и бактериальных заболеваний, дерматитов, астмы и так далее

В результате всех этих факторов разработаны санитарные нормы и ГОСТы на параметры относительной влажности воздуха в помещениях различного назначения в образовательных учреждениях в рамках комфортного микроклимата.

Методы измерения влажности воздуха

Также существуют некоторые правила измерения показателей влажности.

Измерения производятся специальными приборами – гигрометрами в центре помещения на высоте 110 см от уровня пола. Кроме того, если они выполняются вручную, должно быть не менее 3 контрольных фиксаций показаний с интервалом 5 минут.

В случае автоматической записи измерения производятся в течение 2 часов.

Также можно визуально выявить нарушения. Например, можно обратить внимание на окна. При повышенной влажности на них падает конденсат, так как стеклопакеты являются мостиками холода. В результате плесень и капли будут указывать на избыток влаги.

Но в целом даже без специальных показателей влажность или сухость дает о себе знать сразу.

Любое устройство, используемое для измерения влажности, должно быть сертифицировано и зарегистрировано. В настоящее время специализированные высокоточные электронные гигрометры используются все чаще

Как видите, в приведенных выше таблицах указаны оптимальные и допустимые значения влажности. Оптимальные – 45-30%, допустимый лимит – 60%. Почему такой разброс?

Оптимальные значения влажности представляют собой наиболее комфортные значения для человека, способствующие наилучшей умственной и физической работоспособности, полностью безопасные для здоровья и жизни.

Допустимые показатели – это так называемый предел, при котором может ощущаться небольшой дискомфорт и снижение производительности, но при этом по какой-либо причине – инженерной или финансовой, обеспечить оптимальный режим на данный момент не представляется возможным или надолго.

Почему влажность такая необычная?

Образовательные учреждения обязаны строго следить за показателями микроклимата, тем более, что в них учатся дети, и как следствие родительский надзор – большой вопрос.

Взрослые несут ответственность за других детей: менеджеров, преподавателей, воспитателей.

Вентиляция в учебных заведениях должна подвергаться строжайшему контролю еще на стадии проектирования. Кроме того, СанПин дает советы о том, как проветривать классные комнаты. Однако стандарты влажности не всегда соблюдаются

Нарушения параметров влажности, как одной из важнейших составляющих микроклимата, – явление довольно частое.

Почему это происходит? Рассмотрим стандартные причины:

  • Плохая вентиляция – из-за загрязнения вентиляции, неправильного построения системы воздухообмена или безрассудного количества людей.
  • Система отопления не соответствует нормам, что вызывает увеличение или уменьшение сухости.
  • Нестандартное количество людей в помещении, превышающее установленное.
  • Плохая изоляция здания, трещины и другие дефекты конструкции.
  • Аварийные инженерные коммуникации.
  • Нарушение санитарных правил в столовой.
  • Проблемы с правильной вентиляцией помещения.
  • Недобросовестность менеджеров, когда есть механический стимул к экономии

Эти и другие причины способствуют увеличению или уменьшению влажностного режима.

Рассмотрим, как устроена вентиляция в учебных заведениях и как с ее помощью достигается оптимальный микроклимат.

Способы поддержания оптимальной влажности

Микроклимат, как уже упоминалось, состоит из нескольких элементов, которые тесно связаны между собой. Оптимальную влажность можно регулировать или изменять с помощью регулирования температуры и воздухообмена.

Давайте посмотрим, как обстоят дела с вентиляцией школ и колледжей.

В школьной столовой влажно из-за избытка горячего водяного пара и более высоких температур от оборудования. Воздухообмен в столовых происходит за счет подачи через столовую и вытяжки через кухню и другие производственные помещения. При этом воздухообмен должен быть качественным, на каждое место в помещении подается не менее 20 кубометров воды для потребления пищи м / ч воздуха

Следовательно, вентиляция в помещениях практически всегда приточно-вытяжная. Приток оборудован механической индукцией в школах, где обучается более 200 учеников, и при этом совмещен с естественным в едином воздухообмене.

В каждом помещении предусмотрена естественная вентиляция, коридорная, вентиляция.

При оснащении воздушного отопления, совмещенного с системой вентиляции, обязательно предусмотрено автоматическое регулирование, позволяющее поддерживать адекватные температурные параметры от 15 градусов и влажность от 30 до 60% в школьные часы%.

Вытяжные каналы, как правило, проектируют из тех помещений, где отсутствуют форточки. Практически во всех помещениях секции вентиляции не совмещены.

Как правило, такая схема системы вентиляции помогает контролировать и устранять превышение / недостаток параметров влажности.

Конечно, очень важно следить за уровнем температуры и воздухообмена, вовремя проветривать помещения и проверять оборудование, а также поддерживать его в рабочем состоянии.

Что делать, если нарушена влажность?

Если вы как-то заметили, что в учебном заведении параметры влажностного режима явно не соответствуют нормам, бороться с этим не только можно, но и необходимо.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации образовательный процесс строго регулируется и контролируется. Права несовершеннолетних граждан подлежат защите. Это означает, что привлечь виновных в их нарушении к ответственности и / или заставить их исправить ситуацию не составит труда

Конечно, в случае жалоб первым делом нужно обратиться к администрации школы с просьбой проверить и устранить любые нарушения. Подайте заявку письменно, в 2-х экземплярах – один сразу останется у секретаря или директора, второй после подписи акцепта – у вас.

Если нарушения не устранены и вы считаете, что здоровью учащихся наносится вред из-за высокой / низкой влажности, вам следует подать письменную жалобу (всегда в 2-х экземплярах) в муниципальный орган, контролирующий деятельность школы в вашем районе или регионе.

Обратите внимание, что жалоба должна быть подписана вами лично или в письменной форме коллективно, с подписями и их стенограммами остальных родителей. Анонимные жалобы не рассматриваются.

Вот пример жалобы на школу в муниципальные органы или Роспотребнадзор.

Как правило, проверки проводятся своевременно, а виновные наказываются денежными штрафами.

Выводы и полезные видео по теме

Как уберечь ребенка не только в школе, но и дома от нарушений микроклимата. Совет доктора Комаровского:

Итак, мы рассмотрели нормативные параметры влажностного режима в учебных заведениях. К счастью, чаще всего их безупречно уважают, что способствует формированию здорового образовательного процесса.

Но, даже если вы считаете, что права студентов нарушаются, теперь вы знаете, как исправить этот факт в любом случае и сохранить свое здоровье, а также обеспечить комфортное времяпрепровождение.

Пишите свои комментарии, задавайте вопросы по теме статьи – блокировка контактов находится ниже.

Источник – https://sovet-ingenera.com/vent/raschety/vlazhnost-vozduha-v-uchrezhdeniyah-obrazovaniya-normativnye-trebovaniya-i-normy.html
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: