Воздух в системе отопления: причины появления, клапаны – спускники, воздушники

Хорошая работа отопления зимой – жизненная необходимость. В нашем климате без потепления не выжить. Но периодически начинает давать сбой ранее нормально работающая система: радиаторы не нагреваются или плохо греются, появляется посторонний шум (бульканье). Все это признаки того, что в системе отопления появился воздух. Ситуация далеко не редкая, но приносит дискомфорт. 

Чем опасен воздух в системе отопления

Каждый, наверное, не раз сталкивался с тем, что отопление идет и какой-то радиатор или целая группа плохо греется или даже остывает. Причина тому – воздух в системе отопления. Обычно он накапливается в самой высокой точке, вытесняя из этой точки охлаждающую жидкость. Если накопится достаточно, циркуляция охлаждающей жидкости может полностью прекратиться. Так говорят, что в системе отопления образовалась воздушная камера. Профессионалы в этом случае говорят, что система в полете.

Чтобы возобновить нормальный режим обогрева, необходимо удалить скопившийся воздух. Для этого есть два варианта. Первый чаще всего используется в установках централизованного теплоснабжения. Краны устанавливаются на крайние радиаторы в филиале. Их называют дренажами. Это обычный клапан. После заполнения системы теплоносителем ее открывают, держат открытой до тех пор, пока не потечет плавная струя воды без пузырьков воздуха (затем вода выливается рывками). Если мы говорим о многоэтажных домах, то при запуске системы в первую очередь должны открыться форточки на стояках, а остатки уже можно занести в квартиры.

Воздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к сильному перегреву аккумулятораВоздух в радиаторе отопления мешает нормальной циркуляции теплоносителя. Это приводит к сильному перегреву аккумулятора

В частных установках или после замены радиаторов в квартирах для продувки воздуха устанавливают не обычные краны, а специальные воздушные клапаны. Они бывают ручными и автоматическими. Они размещаются в верхнем свободном коллекторе на каждом радиаторе (предпочтительно) и / или в самой высокой точке системы.

Что еще угрожает воздуху в системе отопления? Способствует более быстрому разрушению компонентов системы отопления. Хотя сегодня полимеры используются все чаще, металлические детали все еще широко распространены. Присутствие кислорода способствует активации окисления (ржавчина черных металлов).

Причины появления

Воздух в системе отопления может появляться по разным причинам. Если это случайная проблема, вы можете просто устранить ее и не искать источник. Если проветривание необходимо несколько раз за сезон, нужно будет искать причину. Наиболее распространены:

  • Ремонт, модернизация системы отопления. Во время ремонтных работ в трубопровод почти всегда попадает воздух. Это естественно.
  • Заполнение системы охлаждающей жидкостью. Если вы наливаете воду в систему медленно, она увлекает с собой воздух, одновременно вытесняя то, что находится в трубах и радиаторах. Это тоже понятный процесс и не требует особых мер.
  • Разгерметизация стыков и сварных швов. Этот дефект требует устранения, так как проветривание будет происходить постоянно. В индивидуальных системах отопления это явление (атаки утечки) также сопровождается падением давления. А это еще один повод искать недостатки. Наиболее вероятное место – стыки труб и радиаторов. Они могли проиграть. Искать их очень сложно, так как они не всегда появляются внешне. Если вы заметили, что некоторые составы «влезают», все намного проще: вы устраняете капли. Но если внешне все нормально и воздух постоянно скапливается, нужно выстелить стыки и швы мыльной пеной и следить за появлением новых пузырей. При обнаружении «подозрительных» соединений их затягивают, герметизируют или переупаковывают (метод зависит от типа соединений).

    Воздух может скапливаться в изгибах трубВоздух может скапливаться в изгибах труб

  • Если в системе отопления уже есть воздухозаборники (вентиляционные клапаны) и начинают появляться заглушки, необходимо проверить исправность клапанов и герметичность соединений.
  • Появление воздуха в системе отопления может быть связано с разрывом мембраны расширительного бака. В этом случае придется менять мембрану и для этого необходимо остановить всю систему.

Это наиболее распространенные места и пути попадания воздуха в радиаторы и батареи. Время от времени его нужно оттуда выгружать, но с осенним запуском отопления это необходимо.

Установка клапанов выпуска воздуха

Для удаления воздуха из отопления на радиаторах устанавливаются форточки – ручные и автоматические воздушные клапаны. Они называются по-разному: вентиляционное отверстие, вентиляционное отверстие, вентиляционное отверстие или клапан, вентиляционное отверстие и т.д. Суть от этого не меняется.

Воздушный клапан Маевского

Это небольшой прибор для ручного стравливания воздуха из радиаторов отопления. Устанавливается в верхнем коллекторе свободного радиатора. Для разных секций коллектора бывают разные диаметры.

Воздухоотводчик ручной - кран МаевскогоВоздухоотводчик ручной – кран Маевского

это металлический диск со сквозным коническим отверстием. Это отверстие закрывается коническим винтом. Откручивая винт на несколько оборотов, даем возможность воздуху выйти из радиатора.

Устройство для отвода воздуха из радиаторов отопленияУстройство для отвода воздуха из радиаторов отопления

Для облегчения выхода воздуха перпендикулярно основному каналу делается дополнительное отверстие. Через него, собственно, и выходит воздух. Во время проветривания краном Маевского направьте это отверстие вверх. После этого можно открутить винт. Откручиваем на несколько оборотов, сильно не скручиваем. После того, как шипение прекратится, верните винт в исходное положение, переходите к следующему радиатору.

При запуске системы может потребоваться несколько раз обойти все воздушные коллекторы, пока воздух полностью не перестанет выходить. После этого радиаторы должны равномерно нагреться.

Автоматический воздушный клапан

Эти небольшие устройства устанавливаются как на радиаторах, так и в других частях системы. Они отличаются тем, что позволяют продувать воздух в системе отопления в автоматическом режиме. Чтобы понять принцип работы, рассмотрим устройство одного из автоматических воздушных клапанов.

Принцип работы автоматического спуска следующий:

  • В штатном состоянии охлаждающая жидкость заполняет камеру на 70 процентов. Поплавок поднят, он прижимает шток.
  • При поступлении воздуха в камеру теплоноситель вытесняется из корпуса, поплавок опускается.
  • Он прижимает к баллону флажок, выдавливая его наружу.

    Принцип работы автоматического клапана сброса воздухаПринцип работы автоматического клапана сброса воздуха

  • Сжатое отверстие открывает небольшой зазор, достаточный для выхода воздуха, скопившегося в верхней части камеры.
  • Когда вода выходит, корпус воздухозаборника заполняется водой.
  • Поплавок поднимается, освобождая шток. Возвращается на место с помощью пружины.

На этом принципе работают несколько моделей автоматических пневмоклапанов. Они могут быть прямыми, угловатыми. Они расположены в самых высоких точках системы и входят в группу безопасности. Их можно устанавливать в выявленных проблемных местах, где трубопровод имеет неправильный уклон, в результате чего там скапливается воздух.

Вместо ручных кранов Маевского можно поставить автоматический слив для радиаторов. Он лишь немного больше, но работает в автоматическом режиме.

Автоматический воздухозаборник для вентиляцииАвтоматический воздухозаборник для вентиляции

Очистка соли

Основная проблема автоматических клапанов для выпуска воздуха из системы отопления заключается в том, что выходное отверстие для воздуха часто покрыто кристаллами соли. В этом случае либо воздух не выходит, либо клапан начинает «плакать». В любом случае его необходимо снять и почистить.

Разобрали автоматический дефлекторРазобрали автоматический дефлектор

Чтобы это можно было сделать без остановки нагрева, автоматические воздушные клапаны объединены с обратными клапанами. Сначала устанавливается обратный клапан и на него устанавливается воздушный клапан. При необходимости автоматический воздухосборник для системы отопления просто откручивается, разбирается (откручивается), очищается и снова собирается. После этого устройство снова готово к выпуску воздуха из системы отопления.

Как избавиться от воздушной пробки

К сожалению, шлюз не всегда находится в легкодоступном месте. В случае ошибок конструкции или монтажа в трубах может скопиться воздух. Вытащить его оттуда очень сложно. Сначала определяем расположение заглушки. Вместо пробки трубы холодные и слышен шепот. Если явных признаков нет, проверяют трубы на звук: стучат по трубам. В месте скопления воздуха звук всегда будет громче.

Найденный воздушный шлюз должен быть выброшен. Если речь идет об отопительной системе частного дома, то для этого повышают температуру и / или давление. Начнем с давления. Ближайший сливной кран (по ходу движения теплоносителя) и клапан подпитки открываются. Вода начинает поступать в систему, повышая давление. Заставьте шип продолжаться. Когда воздух попадает в вентиляционное отверстие, он выходит. Прекратите восстанавливаться после того, как весь воздух уйдет – выпускной клапан перестанет шипеть.

Это группа безопасности. На центральном выходе установлен автоматический воздухоотводчикЭто группа безопасности. На центральном выходе установлен автоматический воздухоотводчик

Не все воздушные шлюзы так легко сдаются. Для более упрямых необходимо одновременно повышать температуру и давление. Эти параметры доведены до значений, близких к максимальным. Вы не можете их преодолеть: это слишком опасно. Если после этого крышка не исчезла, можно попробовать открыть сливной клапан (для опорожнения системы) и клапан подпитки одновременно. Возможно, таким образом удастся перенести шлюз или вовсе его ликвидировать.

Если подобная проблема постоянно возникает в одном месте, это ошибка в конструкции или проводке. Чтобы не мучиться каждый отопительный сезон, в проблемном месте устанавливают клапан отвода воздуха. Есть возможность разрезать тройник в линии и установить на свободном входе воздухоотводчик. В этом случае проблема решится просто.

Источник – https://stroychik.ru/otoplenie/udalenie-vozduha-iz-sistemy

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: