Задвижка для канализации: назначение, виды, устройство и критерии выбора

Во избежание протечек при аварийной разгерметизации канализационной системы на участках труб следует установить несколько клапанов и заглушек. Они поспособствуют экстренной остановке потока сточных вод.

Определение и предназначение

Пластиковые задвижки для регулирования и перекрытия канализационного потока

Сливная пробка представляет собой пластину или шар, закрывающий внутренний участок трубопровода.

Задвижки – фитинги с лепестковыми, клиновыми или ножевыми запорными клапанами для регулирования внутреннего давления или полного перекрытия потока. В основном они устанавливаются при прокладке канализационных систем на городских магистралях, межэтажных стояках, напорных станциях.

Защитные и временные заглушки для пластиковых линий устанавливаются для закрытия временно неиспользуемых линий, смотровых люков. Они похожи на стаканы с гладкой поверхностью и вставляются в отверстия веток или тройников. Выпускное отверстие необходимо укомплектовать резиновой прокладкой.

Элементы подбираются из материала, из которого изготовлены основные трубы: полипропилена и ПВХ.

В точках подключения отдельных линий монтируются задвижки с механическим управлением. На автономных трассах регулируемые ворота монтируются на открытых площадках напротив входа в септик.

Сложные устройства с самоблокировкой и регулировкой оснащены электроприводом и приборами контроля силы внутреннего давления. Они используются для создания необходимого давления в напорной канализационной системе.

Монтаж запорных элементов канализационных сетей проводится планово или срочно для полного или частичного перекрытия ответвления или остановки движения твердых фракций.

Классификация задвижек

Задвижка фланцевая

По типу крепежа запорная арматура делится на следующие виды:

  • задвижки с фланцевым соединением;
  • колпачки для резиновых прокладок;
  • резьбовые детали;
  • паяные заглушки.

Последние используются для прочного перекрытия металлических труб.

Помимо фиксирующих элементов, установленных снаружи канализационных труб, используются сетчатые фильтры, пропускающие воду и останавливающие движение твердых отходов по трубопроводу. Для отключения отдельного стояка от общей канализации устанавливаются пневматические заглушки.

В качестве задвижки для наружной и внутренней канализации на пластиковой трубе часто применяется установка полимерных мембранных обратных клапанов. Их можно размещать горизонтально или вертикально. Запорный элемент представляет собой мембрану с резиновым уплотнением, доступ для обслуживания обеспечивается через смотровую дверцу.

Задвижки используются для увеличения или уменьшения проницаемости канализационных труб. Отличие заключается в полной герметичности нахлеста внутренней части лески при необходимости. Для канализации такое устройство предпочтительнее, так как оно может перекрывать или ограничивать поток однородной жидкости и различных веществ с твердыми пропитками или потоками газа.

Задвижка из чугуна или стали устанавливается как на металлические, так и на пластиковые трубы.

Особенности конструкции шиберных задвижек

Задвижки используются для безопасного закрытия канализации – они способны выдерживать большое давление. Тип продукта определяется формой укупорочного средства и бывает двух типов. Для клиновидных конструкций основная закрывающая часть, а также посадочные места устройства с клиновидными прокладками. При выборе данного вида фитингов важно учитывать диаметр изделия – он должен соответствовать сечению участков трубы.

Преимущество клинового затвора в том, что его можно обслуживать без особо сложных операций. Блок перехвата с прямым или обратным движением перпендикулярно потоку сточных вод блокирует или открывает путь для его движения. Когда внутренняя часть трубы полностью закрыта, стопорный клин деформируется из-за приложенной нагрузки, что увеличивает герметичность. Однако клиновая арматура не выдерживает больших потоков и может выйти из строя из-за коррозии.

Задвижки с одним или двумя ножами более надежны. Применяются на магистралях большого сечения – от 250 мм, стальных или чугунных. На предприятиях они оснащены электроприводом или используются пневматические и гидравлические регулирующие устройства.

В отличие от клина, затворный нож имеет острую кромку. Иногда его выполняют в виде гильотины. Эти детали позволяют быстро останавливать поток даже вязких потоков отходов, содержащих много посторонних включений.

Задвижки для ручного управления бывают двух типов: откатные и неотдвижные. Первые включают устройства, в которых оправка полностью выдвигается из трубопровода для открытия канала. К неотдвижным устройствам относятся поворотные и шаровые механизмы.

Критерии выбора

Выбирая запорное устройство, обратите внимание на следующие моменты:

  • метод регулирования и контроля;
  • уважение к производственной среде в позвоночнике;
  • участок трубы;
  • условия эксплуатации;
  • торговая марка производителя.

Например, есть задвижки, которые демонстрируют отличный КПД при высоких температурах, до 400 градусов, но могут выйти из строя в холодных условиях.

Сечение затворов может быть разным, от 5 до 220 см, и зависит от области применения и диаметра труб. Рабочее давление, которое выдерживают такие устройства, не должно превышать 60 атмосфер.

Правила монтажа

Первым этапом подготовки к установке клапана является очистка линии. Это можно сделать вручную (кистью) или обдуванием воздухом, паром или водой. Перед началом работы проверьте фланцы. На них не должно быть изгибов, перекосов, царапин, бороздок, трещин и других дефектов.

Этапы установки задвижки:

  1. При необходимости проверьте расстояние между фланцами, сдвинув их на размер, превышающий длину клапанов на один сантиметр.
  2. Установка задвижки между фланцами в комплекте с вафельными прокладками, крепежными болтами и шпильками для рулевой тяги.
  3. Центрирование заслонки между фланцами.
  4. Осторожно удалите инструменты, использованные для разведения фланцев, и равномерно затяните болты и шпильки.

Фурнитура монтируется на прямом участке канализации. Избегайте установки фиксирующих элементов в местах падений. Напряжение, которое может возникнуть при поворотах, отрицательно сказывается на герметичности соединения, что может привести к утечкам.

Если деталь необходимо разобрать, сначала убедитесь, что нож находится в закрытом положении. Далее откручиваем гайки рулевых тяг и шпилек, снимаем крепеж, расширяем фланцы и снимаем запорную арматуру.

Канализационные и очистные сооружения с большим «опытом работы» требуют реконструкции с установкой современной арматуры. Рациональное решение – установка качественной задвижки. Наличие запорных элементов также учитывается при проектировании новых трубопроводов.

Источник – https://strojdvor.ru/kanalizaciya/zadvizka-dla-kanalizacii/
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: