Все кондиционеры работают за счет испарения и конденсации хладагента в замкнутом контуре. В качестве хладагента выступает газ фреон, который может быть нескольких видов: современный озонобезопасный R410A, хлорсодержащие R22, R407c и R600a, достаточно вредные для окружающей среды, используемые в основном в мобильных моноблоках и промышленных системах охлаждения.
Многие неисправности в работе климатического оборудования связаны с утечкой рабочего газа через соединительный медный трубопровод между блоками сплит-системы или через трещины в самих модулях. Чтобы устранить проблему нехватки хладагента, нужно частично или полностью заправить кондиционер фреоном, и способы сделать это своими руками будут рассмотрены далее.
Признаки утечки фреона
заправка по весу
В первую очередь мастер должен знать, каковы признаки утечки охлаждающей жидкости. Во время работы кондиционера могут предупреждать следующие функции:
- не дует холодный воздух;
- аварийное отключение, иногда переходит в режим кода ошибки;
- замерзание теплообменника внутреннего блока;
- портовая заморозка жидкости (в мультисплит-системах их может быть несколько);
- «неравномерная» работа компрессора;
- чрезмерная вибрация наружного блока.
Все эти признаки могут свидетельствовать об отсутствии рабочего газа и требуют вызова сервисного мастера.
Если кого-то интересует заправка бытового кондиционера своими руками, помните о риске полного уничтожения техники. Это также проблематично с точки зрения наличия рабочих инструментов. Кроме того, каждый вид хладагента имеет свои особенности, в связи с чем не все способы заправки подходят в том или ином случае.
Как определить утечку хладагента
пенообразующая жидкость для обнаружения утечек хладагента
Прежде чем приступить к заправке, проверьте агрегат на наличие утечек газа. Это делается следующим образом:
- к портам наружного блока подключается манометр;
- к нему через редуктор высокого давления подсоединяется баллон с азотом;
- насос на 30 атм;
- проверить специальной пенящейся жидкостью на предмет течи в местах стыков обоих блоков;
- если на схеме есть соединения под пайку, то их также проверяют.
Затем переходят к основному процессу, который можно осуществить одним из способов ниже.
Способы заправки кондиционера фреоном
подключить манометр к наружному блоку
Существует несколько основных способов заправки холодильных систем фреоном, применяемых для бытовых кондиционеров (сплиттерных), мультисплиттерных, мобильных и мультизональных систем.
для заправки кондиционера своими руками потребуется следующий комплект:
- манометры;
- насос пылесоса;
- баллон с фреоном;
- строительные весы;
- слесарные инструменты – шведский ключ, шестигранники, отвертка.
Вместо манометра и вакуумного насоса можно купить манометрическую станцию.
Заправка по весам
строительный наполнитель
Если необходимо заправить полностью разряженный кондиционер 22 или 410 газом, то процесс происходит следующим образом.
Пылесосить. Наматывают манометр на измельчитель и открывают на нем кран. Включите вакуумный насос и подождите 10 минут. Закройте вентиль на манометре и выключите насос.
Подключение баллона с фреоном. Баллон с газом переворачивается вверх дном и ставится на весы, показатели которых предварительно обнулены. Откройте вентиль на манометре и залейте необходимое количество охлаждающей жидкости по весу.
Норма для каждого кондиционера и тип газа, заливаемого в компрессор, указан в технической документации и на шильдике.
Закрывают вентиль и отсоединяют манометр, после чего накручивают колпачки на порты. Включите кондиционер и проверьте его работоспособность.
Этот способ считается самым правильным, но он усложняется необходимостью наличия дорогих весов для взвешивания фреона.
Если вы хотите заправить кондиционер 410 фреоном самостоятельно, то необходимо сначала полностью спустить остатки в манометрическую станцию для сбора, а затем залить газ по шкалам. Это связано с тем, что данный вид фреона состоит из смеси разных газов с разной степенью летучести. При утечке одного из компонентов в большем объеме изменяется состав и, как следствие, теряются необходимые свойства хладагента.
Если нужно заправить кондиционер фреоном R22, прибегают к такому способу, как заправка кондиционера под давлением.
Заправка по давлению
Сначала подключите манометр к газовому порту холодильного кондиционера. Рабочее давление агрегата должно быть 3-3,5 атм. Если оно ниже этих отметок, необходимо произвести дозаправку. Для этого подсоедините баллон с фреоном и начните заливать его в систему небольшими порциями, открыв краны на манометре на 5-10 секунд.
Чтобы не обжигать руки газом, удобнее использовать быстроразъемные соединения.
Этот способ удобен как раз тогда, когда необходимо заправить кондиционер небольшой порцией хладагента R22. Во всех остальных случаях самый простой и оптимальный способ – наполнение весами, то есть по весу.
Заправка по перегреву и переохлаждению
бесконтактный инфракрасный термометр для климатической техники
Достаточно точный метод – заправка кондиционера при перегреве или переохлаждении. Все дело в том, чтобы ориентироваться на разницу температур.
В случае переохлаждения имеется в виду зависимость температурных показателей жидкости от конденсации при одном и том же давлении. Температуру конденсации можно определить следующим образом: ее давление измеряют манометром, а затем данные соотносят со значениями шкалы коллектора манометра в зависимости от хладагента. Для определения перегрева сравнивают значения температуры газа в нормальном состоянии и при его кипении в условиях одного и того же давления.
Об утечке охлаждающей жидкости и необходимости доливки свидетельствует перегрев выше и переохлаждение ниже нормы.
Эти способы не подходят для заправки домашних систем кондиционирования, т.е настенных сплит-систем. Но они очень удобны для полупромышленных установок, так как их внешний блок имеет необходимую фурнитуру. Помимо инструментов, вам понадобится инфракрасный термометр.
Заправить кондиционер своими руками этими двумя способами непрофессионал вряд ли сможет, так как они требуют соответствующей базы знаний в области кондиционирования. Хотя простота и доступность предыдущих способов для простого обывателя тоже проблема.
Заправка кондиционера по току
токоизмерительные клещи
Многие мастера этим методом не пользуются, но его применение вполне оправдано в тех случаях, когда нет возможности использовать весы для взвешивания фреона. Так как же заправить электричеством сам кондиционер?
Для определения рабочего тока компрессора нужны специальные токоизмерительные клещи, которые ставят над фазой линии питания внешнего устройства. Если полученные значения ниже указанных в руководстве или на шильдике, а труба замерзла, доливайте фреон до тех пор, пока показатели не сравняются.
Все остальные этапы полностью совпадают с этапами заправки кондиционера фреоном на развес, что можно увидеть на видео в конце статьи.
Этот метод применим и в случае устранения последствий протечек в полупромышленном оборудовании.
Если длина фреоновой трассы кондиционера превышает длину магистрали без дозаправки, указанную производителем, но не превышает максимально допустимого значения, необходимо заправить агрегат из расчета 30 г (до 3,5 кВт).) газа на метр.
Стоимость заправки кондиционера фреоном
Цена заправки кондиционера не зависит от используемого метода. Количество рассчитывается в зависимости от мощности агрегата.
Но сколько в среднем стоит заправка фреоном? Агрегат холодопроизводительностью 2,5 кВт потребует примерно 3500 рублей для полной заливки хладагента. За каждый последующий размер добавляется 500-700 рублей. Таким образом, цена заправки фреоном сплит-системы DAIKIN мощностью 10 кВт обойдется владельцу в 7000-8000 рублей.
Чтобы полностью понять процесс, можно посмотреть видео, показывающее, как заправить кондиционер фреоном с помощью манометрической станции и весов: