Зимний и летний газ: основные отличия топлива, какой газ лучше для газгольдера?

Автономная газификация отличается практичным и экономичным использованием голубого топлива. Но для заправки бензобаков рынок предлагает зимний и летний газ, который существенно различается по цене.

Согласитесь, каждый из нас хочет сэкономить. Но стоит ли это делать в случае с газовым топливом? Далее мы подробно разберем, насколько дешев сжиженный газ, каковы его характеристики и как он будет себя вести зимой.

Марки газового топлива для газометра

Самое главное, что нужно однозначно различать основной газ и газ-носитель. Оба варианта используются как для нагрева, так и для приготовления пищи на плите. Однако это принципиально разные составы газов. В случае трубки это метан CH4, а из держателя газа идет смесь пропана C3H8 и бутана C4H10. О втором типе «голубого» топлива пойдет речь далее.

Газометр заполнен сжиженным углеводородным газом (LPG), который затем сначала переходит из жидкой фазы в паровую фазу, а затем используется в качестве топлива для котлов и кухонных духовок

В газометр заливается пропан-бутановая смесь с небольшим количеством примесей. Метан в этом случае не используется, так как его сжижение для использования в автономном газоснабжении слишком дорого. Для получения сжиженного природного газа метановую фракцию необходимо охладить до -160 ° C. Это делается на специальных заводах, стоит больших денег и используется только для транспортировки СПГ на большие расстояния в больших объемах.

Сжижение пропана бутаном – более дешевая операция. Для этого их нужно охладить до гораздо более низких температур, чем метан. Кроме того, вы можете длительное время хранить сжиженный нефтяной газ в простом газовом баллоне или в бензобаке без каких-либо особых мер предосторожности. Именно поэтому в автономном газоснабжении частных домов принято использовать пропан-бутановую смесь, а также в качестве топлива для автомобилей.

ГОСТ регулирует использование сжиженного нефтяного газа в виде:

  • ПТ – пропан технический;
  • БТ – бутан технический;
  • СПБТ – технические смеси пропана и бутана.

Использование этих знаков в каждом конкретном случае зависит от климатических условий и типа бензобака.

Помимо основных марок в продаже также бутан-бутиленовая фракция (ББФ), т.е. СПБТ, разбавленный технической водой

BBF – недорогой конденсатный газ низкого качества. При его сжигании выделяется примерно на 10% меньше тепла, чем при использовании обычного TPBT. Такое топливо вполне приемлемо закачивать в бензобак и сжигать в котлах. Однако его использование не лучшим образом сказывается на сроке службы газового оборудования, значительно сокращая его.

Разница между зимним и летним сжиженным нефтяным газом

Смесь пропана и бутана в газообразном состоянии хорошо перемешивается с воздухом, что обеспечивает его равномерное сгорание и полное сгорание. При этом ГОСТ предусматривает переменное соотношение долей C3H8 и C4H10 в GPL. Отсюда и разделение сжиженного газа на летний и зимний градусы.

Топливо закачивается в газометр в «жидкой фазе», затем поступает в дом для сжигания в котле или на плите в виде «паровой фазы»

Переход сжиженного нефтяного газа из жидкого состояния в парообразное происходит внутри газометра. Кроме того, если бутан при нормальном давлении может переходить из жидкости в газ при температурах всего лишь -0,5 ° C, пропан достигает -42 ° C. Если в сжиженном виде то или иное топливо охлаждается ниже этих показателей, его переход в паровую фазу будет невозможен.

Когда на улице замерзнет при минус 10-20 ° С, бутан останется в виде жидкости. В результате он станет непригодным для использования в газовом отопительном котле или для нагрева горячей воды. Чем меньше в газометре зимой, тем лучше.

В «зимнем» газе доля пропана достигает 80%, а в «летнем» – всего около 50%. Бутан намного дешевле, поэтому они стараются добавить как можно больше его в СНГ. Однако без пропанового компонента также сложно обойтись.

Пропан отвечает за давление в системе и стабильность фазового перехода жидкость / пар. Если на зиму в бензобак налить «летний» вариант СУГ, то в какой-то момент испарение сжиженной смеси прекратится. В результате в котле закончится топливо, и в доме не будет тепла.

Проблема замерзания СУГ частично решается закапыванием бензобака ниже уровня промерзания земли. Затем тепло земли нагревает газовую смесь внутри резервуара до температур около нуля, обеспечивая ее стабильное испарение

Ключевое различие между «летним» и «зимним» сортами портового газа – это соотношение пропана и бутана в сжиженном нефтяном газе. Чем больше первых, тем лучше в любое время года. Однако с увеличением доли пропана растет и цена на топливо.

Если газометр не закопать в землю согласно требованиям СНиП и зимой температура воздуха опустится ниже нуля, содержащаяся в нем «летняя» смесь СУГ окончательно перестанет переходить в паровую фазу. И тогда в самый неподходящий момент пропан полностью испарится и износится, а бутан никогда не превратится в газ.

Какой вариант выбрать?

Чем больше бутана в сжиженном нефтяном газе, тем дешевле сжиженный газ для резервуара. Но эффективность и стабильность работы газоносного оборудования напрямую зависит от более дорогого пропана, содержащегося в пропан-бутановой смеси. Экономика не всегда хороша. Желая сэкономить на топливе, можно в холодную погоду оказаться без отопления.

Если вы используете передвижной бензобак без закапывания в землю, то на зиму содержащийся в нем летний сжиженный газ необходимо заменить на зимний, иначе у вас может закончиться газ для котла и варочной панели

В случае заглубления резервуара для хранения газа ниже нуля ситуация не столь однозначна. В жарком регионе земного тепла обычно более чем достаточно для обеспечения качественного испарения бутана даже при кратковременных морозах до -15 °. Следовательно, нет смысла тратить деньги на дорогой зимний вариант СУГ.

К тому же 50% пропана – хороший запас на случай кратковременных заморозков. В морозы он потратится, а при нагревании бутан снова попадет в котел. Это не создаст проблем для газового оборудования.

Однако если дом с газгольдером находится в зоне холодного или очень холодного климата, то без использования топлива с высоким содержанием пропана не обойтись. В таком регионе бензобак лучше заправлять специально рассчитанным на зиму газом в начале осени. Здесь не стоит экономить, иначе придется замерзнуть.

Также рекомендуем ознакомиться с правилами установки бензобака на участке. Подробнее – по ссылке.

Особенности заправки и неразберихи

По нормам газометр заправлен сжиженным газом не полностью, а на 85%. Остальные 15% необходимы для фазового перехода жидкость / пар и для создания давления внутри сосуда. Если заливать бак в течение года только летней смесью, бутан в виде жидкости зимой будет скапливаться в глазных яблоках. Тогда залить новое топливо пропаном будет просто невозможно, а существующее нельзя будет использовать по назначению.

С точки зрения заправки нет разницы между летним и зимним газом: в обоих случаях используется один и тот же газовоз и один и тот же бензобак

Переплет бензобака – серьезная проблема. Чтобы откачать образовавшийся «конденсат», потребуется вызвать газовиков. При этом немалые деньги потратят на прокачку, потом разбавят перекачиваемый бутан пропаном и снова залить в бензобак. Для поставщика – двойная сварка, а для владельца автономной системы газоснабжения – одна стоит. Лучше не допускать такой ситуации с самого начала.

Чтобы избежать путаницы, воспользуйтесь одним из трех способов:

  1. С зимы до осени в бензобак наливают «зимний» СУГ.
  2. Для принудительного превращения сжиженного бутана в газ установлен специальный испаритель.
  3. Бензобак снаружи обмотан нагревательным кабелем.

Чаще всего используется первый метод. Но нельзя исключать и двух вторых. Эксплуатация испарителя и нагревательного кабеля – это затраты на электроэнергию. Но если такое оборудование установлено и используется, то на зиму можно смело заказывать недорогой «летний» газ.

Как не дешеветь при покупке газа?

Разница в цене между летним и зимним газом составляет около 30-40%. Весной он продается дешевле, осенью – дороже. И конечно хочется здесь сэкономить, особенно если бензобак просторный. Однако если сжиженный нефтяной газ предлагается по гораздо более низкой цене за литр, чем рынок в данном регионе, вам следует серьезно подумать об этом.

однозначно указать, какой газ лучше заливать в бензобак на зиму невозможно, окончательное решение зависит от:

  • тип установленной мощности;
  • климат региона;
  • наличие / отсутствие дополнительного оборудования.

В одних ситуациях выгоднее установить принудительный испаритель на бутан и покупать дешевый летний газ, а в других – сделать выбор исключительно в пользу зимнего сжиженного нефтяного газа. Для каждого конкретного случая расчет стоимости нужно производить индивидуально. Также цена на сжиженный пропан в каждом регионе разная.

По нормам LPG следует заливать в бензобаки в виде СПБТ в зимнем или летнем варианте, но нерадивый и особо хитрый поставщик может подсунуть гораздо более дешевый аналог BBF

Стоимость заправки бензобака зависит от:

  • заполненность тары;
  • удаленность населенного пункта;
  • сезонность и тип газа (лето или зима);
  • фактический объем закачки и размер ствола заказанного танкера СПГ.

Если вы встретили на рынке поставщика с очень низкой ценой, стоит еще раз подумать, сколько у него качественного газа. С одной стороны, он может сдвинуть летний LPG вместо зимнего LPG, с другой – полностью заполнить бензобак некачественной смесью с конденсатом и примесями.

Покупать бензиновый бензин следует только у проверенных поставщиков. В случае возникновения проблем замена баллона со сжиженным газом обойдется в круглую плату. Чрезмерная экономия топлива – это потенциальные и часто неизбежные расходы на ремонт газового оборудования.

Выводы и полезные видео по теме

Советы по заправке мини-газгольдера:

Процесс перекачки газа из бака в бак для его ремонта:

Как жульничают при заправке:

Летом зимой газ будет гореть ровно. Но использовать летом LPG зимой не всегда возможно. Чтобы не встретить холода при низком давлении в газометре из-за медленного испарения, лучше осенью заправлять его сжиженным топливом с высоким содержанием пропана. Но если регион жаркий или установлено специальное оборудование, вполне допустимо заливать емкость дешевой летней пропан-бутановой смесью круглый год.

Оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы, делитесь опытом и участвуйте в обсуждении этого материала. Блок связи находится под статьей.

Источник – https://sovet-ingenera.com/gaz/equip/zimniy-i-letniy-gaz.html
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об инженерных системах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: